четверг, 28 июля 2011 г.

Почему американцы не могут позволить себе питаться правильно

Хотите знать настоящую причину, по которой бигмаки дешевле своих питательно более ценных альтернатив? Государственные субсидии.

Миллионы американцев потребляют меньше фруктов и овощей, чем в прошлом году. Самый быстрый способ для объяснения указанного открытия Гэллапа – просто бросить злую шутку насчёт того, что здоровая пища на самом деле означает здоровенную зарплату. Игра слов, коренящаяся в ветхой иконографии «либералов в лимузине», воскрешает идею о том, что в трудные времена позволить себе питаться правильно могут лишь выгодоприобретатели трастовых фондов в «биркенстоках» (ортопедическая обувь одноимённой немецкой фирмы; прим. mixednews).

Это кажется сносным объяснением тревожной тенденции, предполагающей, что полезная еда дороже по своей природе, а следовательно, когда экономика в ступоре, может предназначаться только обеспеченным элитариям. Но если относящаяся к теме дискуссии бережно приготовленная смесь популизма и чрезмерного упрощения кажется несколько поверхностной, – если благовидные объяснения для краснобая правой ориентации, обитающего на вашем местном радио, чудятся слепленными чуть ли не с избытком совершенства, – это потому, что самая важная часть рассказа бессовестно упускается. Часть о том, как здоровая пища прямо сейчас может с лёгкостью стать более доступной для каждого, не говоря уже про тех конченных элитариев – гендиректоров агропромышленных компаний, их лоббистов и принадлежащих им политиков.

Как и с большинством других вопросов в этом новом Позолоченном веке, повесть об американской диете – это история самой худшей формы корпоратизма, использующего общественные фонды через государство для оказания протекции частным прибылям.

В данной главе этой ещё более масштабной трагикомедии, законодатели, чьи кампании санкционированы агробизнесом, воспользовались миллиардами долларов налогоплательщиков, чтобы субсидировать определённые агропромышленные товары (кукуруза, соя, пшеница и т.д.), являющиеся ключевыми ингредиентами нездоровой пищи. Неудивительно, субсидии породили ценовое неравенство, которое помогает «пустым калориям» обойти в цене питательные, но несубсидируемые продовольственные товары, такие как фрукты и овощи. Конечный результат состоит в том, что потрёпанные рецессией потребители всё в большей степени вынуждаются экономическими условиями «выбирать» менее дорогую неполноценную пищу, которая для них по карману.

Кукуруза, – перерабатываемая в базовый «помойный» сироп, который идёт на корм скоту для мясной промышленности, – служит примером этой схемы.

«За последнее десятилетие, федеральное правительство вылило на кукурузную промышленность более 50 миллиардов долларов, поддерживая цены на кукурузу… искусственно низкими», – сообщает журнал «Тайм». – «Вот почему Макдоналдс может продавать вам бигмак, фри и коку примерно за 5 долларов – по заниженной цене».

Да, это продажа по заниженной цене, порождённая, однако, преднамеренной политикой правительства, обслуживающей интересы титанов кукурузной индустрии, а не каким-либо генетически обусловленным преимуществом, автоматически делающим производные кукурузы более доступными для рядового члена общества со стеснённым бюджетом.

Совокупный эффект от таких манипуляций с рынком во всей сельскохозяйственной промышленности, отмечает Таймс, таков, «что за доллар [можно] купить 1200 калорий картофельных чипсов или 875 калорий газировки, но всего лишь 250 калорий овощей или 170 калорий свежих фруктов».

Так что хотя это может быть и занятным – использовать ухудшающуюся диету американцев времён рецессии как ещё одно оправдание для того, чтобы продвигать культурные стереотипы, – кризис питательности, который обходится нам в миллиарды излишних расходов на здравоохранение, имеет большее отношение к общественно-государственной политике и интересам влиятельных групп, нежели к эпикурейски-настроенным снобам и вкусам богачей. В самом деле, эта проблема не индивидуальных наклонностей или сельскохозяйственной биологии, которая предположительно делает обеспечение питательными веществами непозволительной роскошью – это проблема манипулируемой экономики и продажной выработки политического курса.

Тогда для решения кризиса требуется всё от перенастройки наших субсидий до прекращения поддержки лобби пиццы и картофеля фри (да, у них есть мощное лобби), оказываемой программой школьных обедов для бедных. Другими словами, требуется новый уровень зрелости, более ясное понимание важности скрупулезной продовольственной политики, а также обязательство изменения этой политики в будущем.

Невозможно? Вряд ли. Страна, которая может соорудить кажущуюся недостижимой экономику пятидолларовых пиров в Макдоналдсе, определённо имеет способность производить здоровую пищу по тем же ценам. Это всего лишь вопрос воли.


отсюда

Комментариев нет:

Отправить комментарий